Коносамент
Коносамент (от франц. connaisement) - Bill of Lading, B/L - документ, который выдаёт перевозчик груза его отправителю. Такой документ подтверждает факт принятие груза к перевозке и содержит обязательство доставить его в пункт назначения и передать получателю согласно договору. Применяется при морских перевозках. По своей сути коносамент является договором о перевозке груза, который заключают между собой грузоотправитель и транспортной агентство, предприятие, фирма. При осуществлении авиа, авто или железнодорожных перевозок его аналогом служит соответствующая накладная. Коносамент причисляется к ценным бумагам.
Существуют следующие виды коносаментов:
Данный документ выполняет три основные функции:
Для перевозки мелких партий товара не требуется фрахтование судна или его определённые грузовые помещения. Поэтому как договор морской перевозки в линейном судоходстве выступает линейный коносамент, а не чартер. Транспортные документы должны являться свидетельством не только доставки товара перевозчику, но также и того, что товар, насколько это может быть подтверждено перевозчиком, был получен в полной исправности и надлежащем состоянии.
Каждая запись в транспортных документах, указывающая на то, что товар был получен в ненадлежащем состоянии, делает документ «нечистым» и, следовательно, неприемлемым в соответствии с UCP. Разработчиком основных проформ коносаментов является - Балтийский и международный морской совет (в прошлом носящий формат конференции) БИМК.О, г. Копенгаген.
На обратной стороне линейного коносамента (Principal, additional clauses) содержатся условия договора морской перевозки груза, которые заявляет оператор — держатель (учредитель) судоходной регулярной линии. Название же линии написано на лицевой стороне коносамента. Основным содержанием этого договора является выполнение перевозки грузов на «линейных условиях» (liner terms) определяемых действующими проформами линейных коносаментов БИМКО «Висконбилл» (visconbill), 1973 г.: «Конлайнбилл» (conlinebiil) — «развернутая форма» и «Лейнербилл» (liner bill) — «краткая форма», 1978 г. Лицевая сторона данных проформ содержит условия и состав «боксов». Они являются исходной базой для разработки коносамента каждой конкретной линии. Там же указаны эксплуатационные и коммерческие условия. Документ адаптируется при достаточной степени использования ЭВМ таким образом, чтобы его было удобно заполнять или считывать при помощи компьютера.
Все линейные коносаменты предусматривают право судна после принятия конкретного груза зайти в любой другой порт, в том числе в факультативный, чтобы:
Помимо затрат, которые возлагаются на перевозчика за погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов), по условиям договора «лайнер термс» обычно он также оплачивает приобретение крепежного, подстилочного и прокладочного материала, за счет полученного фрахта.
На него ложится ответственность за выполнение следующих функций:
Он же должен:
Линейными коносаментами предусмотрены следующие условия: перевозчик не несёт обязательства подавать нотис о приходе судна отправителю груза, так как обязанность судовладельца - строго выполнять объявленное им расписание. Однако на практике он это всегда делает.
В случае же, если судну может угрожать задержка по вине одного или нескольких грузовладельцев из-за:
Подавляющее большинство портов имеет местные условия, предусматривающие выгрузку опасных грузов исключительно на специальных причалах и якорных стоянках и, как правило, немедленно после прибытия судна. Поэтому в коносаментах оговаривается условие о том, что все расходы и риски по выполнению данного требования относятся на счёт отправителей и/или получателей опасных грузов.
Расходы по перевозке частично не зависят от рода и количества груза. Среди них:
При осуществлении линейных перевозок всегда применяется так называемая «Лондонская оговорка» коносамента (London clause, terms). Она даёт судовладельцу право на выгрузку груза по прибытии судна в порт назначения и одновременное прекращение ответственности перевозчика за этот груз посл
Существуют следующие виды коносаментов:
- именные, где указывается имя получателя груза;
- ордерные, на основании которых выдача груза возможна только по приказу отправителя или получателя;
- выданные "на предъявителя", согласно которым груз выдается предъявителю документа.
Данный документ выполняет три основные функции:
- удостоверение принятие груза на борт судна и указание маршрута его следования,
- свидетельство наличия договора перевозки,
- обеспечивает передачу прав на транзитный товар другой стороне посредством передачи ей коносамента.
Для перевозки мелких партий товара не требуется фрахтование судна или его определённые грузовые помещения. Поэтому как договор морской перевозки в линейном судоходстве выступает линейный коносамент, а не чартер. Транспортные документы должны являться свидетельством не только доставки товара перевозчику, но также и того, что товар, насколько это может быть подтверждено перевозчиком, был получен в полной исправности и надлежащем состоянии.
Каждая запись в транспортных документах, указывающая на то, что товар был получен в ненадлежащем состоянии, делает документ «нечистым» и, следовательно, неприемлемым в соответствии с UCP. Разработчиком основных проформ коносаментов является - Балтийский и международный морской совет (в прошлом носящий формат конференции) БИМК.О, г. Копенгаген.
На обратной стороне линейного коносамента (Principal, additional clauses) содержатся условия договора морской перевозки груза, которые заявляет оператор — держатель (учредитель) судоходной регулярной линии. Название же линии написано на лицевой стороне коносамента. Основным содержанием этого договора является выполнение перевозки грузов на «линейных условиях» (liner terms) определяемых действующими проформами линейных коносаментов БИМКО «Висконбилл» (visconbill), 1973 г.: «Конлайнбилл» (conlinebiil) — «развернутая форма» и «Лейнербилл» (liner bill) — «краткая форма», 1978 г. Лицевая сторона данных проформ содержит условия и состав «боксов». Они являются исходной базой для разработки коносамента каждой конкретной линии. Там же указаны эксплуатационные и коммерческие условия. Документ адаптируется при достаточной степени использования ЭВМ таким образом, чтобы его было удобно заполнять или считывать при помощи компьютера.
Все линейные коносаменты предусматривают право судна после принятия конкретного груза зайти в любой другой порт, в том числе в факультативный, чтобы:
- выполнить погрузку, выгрузку грузов, которые приняты с условием выборов опциона, (порта назначения);
- произвести бункеровку и другие различные операции (размещение грузов каждого владельца в судне происходит по усмотрению капитана с учетом его общей загрузки);
- обеспечить мореходность судна и сократить времени стоянок в портах.
Помимо затрат, которые возлагаются на перевозчика за погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов), по условиям договора «лайнер термс» обычно он также оплачивает приобретение крепежного, подстилочного и прокладочного материала, за счет полученного фрахта.
На него ложится ответственность за выполнение следующих функций:
- выполнение сепарации (разделения) коносаментных партий и крепление груза в трюме;
- счета груза;
- рассортировка груза по коносаментам при выгрузке;
- в случае необходимости - за оплату экспертизы при освидетельствовании масштабов и причин повреждения груза, состояния мореходности судна и пригодности трюмов.
Он же должен:
- оплатить фумигацию, сбор груза и его рассортировку в случае, если смешение коносаментных партий произошло по его вине;
- возместить расходы, понесённые за взвешивание груза и дополнительную перегрузку, также - расходы за ремонт, необходимую замену упаковки и др. Также грузовладелец должен оплатить все возможные штрафы и другие расходы, которые перевозчик может понести ввиду несоблюдения отправителем/получателем установленных таможенных или импортных правил.
Линейными коносаментами предусмотрены следующие условия: перевозчик не несёт обязательства подавать нотис о приходе судна отправителю груза, так как обязанность судовладельца - строго выполнять объявленное им расписание. Однако на практике он это всегда делает.
Различают следующие виды коносаментов:
- Именной - содержит имя получателя груза.
- Индоссированный - имеет отметку о передаче права владения на перевозимый товар или груз.
- Коносамент на предъявителя - согласно ему груз может быть выдан только предъявителю этого документа.
- Нечистый - коносамент, где сделаны замечания и оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.
- Сквозной - такой документ выдают при доставке груза с перевалкой, в случаях, когда груз доставляется к месту назначения посредством нескольких транспортных средств и перегружается с одного транспорта на другой.
- Чартерный - выдаётся при чартерных перевозках.
- Чистый - коносамент, в котором перевозчик не сделал никаких замечаний, оговорок или претензий ни к количеству, ни к качеству товара.
В случае же, если судну может угрожать задержка по вине одного или нескольких грузовладельцев из-за:
- нехватки вагонов и складских помещений;
- слабой механизации, или недостатка рабочей силы при осуществлении погрузо-разгрузочных работ, осуществляемых на линейном судне, находящемся на причале отправления или получателя,
Подавляющее большинство портов имеет местные условия, предусматривающие выгрузку опасных грузов исключительно на специальных причалах и якорных стоянках и, как правило, немедленно после прибытия судна. Поэтому в коносаментах оговаривается условие о том, что все расходы и риски по выполнению данного требования относятся на счёт отправителей и/или получателей опасных грузов.
Расходы по перевозке частично не зависят от рода и количества груза. Среди них:
- ведение учетно-расчетных операций,
- оформление перевозочных документов,
- оформление приемки и сдачи груза.
При осуществлении линейных перевозок всегда применяется так называемая «Лондонская оговорка» коносамента (London clause, terms). Она даёт судовладельцу право на выгрузку груза по прибытии судна в порт назначения и одновременное прекращение ответственности перевозчика за этот груз посл
Запрос стоимости