Услуги компании

Коносамент


Коносамент (от франц. connaisement) - Bill of Lading, B/L - документ, который выдаёт перевозчик груза его отправителю. Такой документ подтверждает факт принятие груза к перевозке и содержит обязательство доставить его в пункт назначения и передать получателю согласно договору. Применяется при морских перевозках. По своей сути коносамент является договором о перевозке груза, который заключают между собой грузоотправитель и транспортной агентство, предприятие, фирма. При осуществлении авиа, авто или железнодорожных перевозок его аналогом служит соответствующая накладная. Коносамент причисляется к ценным бумагам.

Существуют следующие виды коносаментов:
  • именные, где указывается имя получателя груза;
  • ордерные, на основании которых выдача груза возможна только по приказу отправителя или получателя;
  • выданные "на предъявителя", согласно которым груз выдается предъявителю документа.
Коносамент называется "чистым", если перевозчик не делал в нем каких-либо замечаний или претензий по поводу количества и качества товара, и "нечистым", если в нем есть такие замечания и оговорки о состоянии перевозимого груза или товара. Бортовой коносамент традиционно является единственным приемлемым документом, предоставляемым продавцом в соответствии с терминами CFR и CIF.

Данный документ выполняет три основные функции:
  • удостоверение принятие груза на борт судна и указание маршрута его следования,
  • свидетельство наличия договора перевозки,
  • обеспечивает передачу прав на транзитный товар другой стороне посредством передачи ей коносамента.
Другие транспортные документы, кроме коносамента, выполняют первые две из указанных функций, но они не контролируют доставку транзитного груза в место назначения и не дают покупателю возможности продавать такой груз посредством передачи ему документов. Другие транспортные документы будут лишь указывать сторону, которая имеет право на получение товара или груза в месте назначения. Его замена электронным документом существенно усложнена тем фактом, что наличие коносамента необходимо для получения товара от перевозчика в месте назначения.

Для перевозки мелких партий товара не требуется фрахтование судна или его определённые грузовые помещения. Поэтому как договор морской перевозки в линейном судоходстве выступает линейный коносамент, а не чартер. Транспортные документы должны являться свидетельством не только доставки товара перевозчику, но также и того, что товар, насколько это может быть подтверждено перевозчиком, был получен в полной исправности и надлежащем состоянии.

Каждая запись в транспортных документах, указывающая на то, что товар был получен в ненадлежащем состоянии, делает документ «нечистым» и, следовательно, неприемлемым в соответствии с UCP. Разработчиком основных проформ коносаментов является - Балтийский и международный морской совет (в прошлом носящий формат конференции) БИМК.О, г. Копенгаген.

На обратной стороне линейного коносамента (Principal, additional clauses) содержатся условия договора морской перевозки груза, которые заявляет оператор — держатель (учредитель) судоходной регулярной линии. Название же линии написано на лицевой стороне коносамента. Основным содержанием этого договора является выполнение перевозки грузов на «линейных условиях» (liner terms) определяемых действующими проформами линейных коносаментов БИМКО «Висконбилл» (visconbill), 1973 г.: «Конлайнбилл» (conlinebiil) — «развернутая форма» и «Лейнербилл» (liner bill) — «краткая форма», 1978 г. Лицевая сторона данных проформ содержит условия и состав «боксов». Они являются исходной базой для разработки коносамента каждой конкретной линии. Там же указаны эксплуатационные и коммерческие условия. Документ адаптируется при достаточной степени использования ЭВМ таким образом, чтобы его было удобно заполнять или считывать при помощи компьютера.

Все линейные коносаменты предусматривают право судна после принятия конкретного груза зайти в любой другой порт, в том числе в факультативный, чтобы:
  • выполнить погрузку, выгрузку грузов, которые приняты с условием выборов опциона, (порта назначения);
  • произвести бункеровку и другие различные операции (размещение грузов каждого владельца в судне происходит по усмотрению капитана с учетом его общей загрузки);
  • обеспечить мореходность судна и сократить времени стоянок в портах.
Лишь размещение груза на верхней палубе должно непременно быть согласовано с грузовладельцем. Каждый линейный коносамент в обязательном порядке должен содержать оговорку о субституте, а именно о праве перевозчика производить замену судна, указанного в утверждённом расписании, любым другим, которое является равноценным по своим технико-эксплуатационным характеристикам. При выполнении перевозок грузов или товаров на условиях «лайнер терме», линейные компании ответственны за организацию обработки судов и грузов или товаров в портах. Данное понятие сформулировано в линейном коносаменте следующим образом: «Судно, выполняющее погрузо-разгрузочные работы у определенного причала, несет все расходы, которые возникают в виду погрузки груза с причала в трюм судна, включая следующие процессы: штивка и укладка (stowage); равно как и осуществление выгрузки груза из трюма на причал у борта судна».

Помимо затрат, которые возлагаются на перевозчика за погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов), по условиям договора «лайнер термс» обычно он также оплачивает приобретение крепежного, подстилочного и прокладочного материала, за счет полученного фрахта.

На него ложится ответственность за выполнение следующих функций:
  • выполнение сепарации (разделения) коносаментных партий и крепление груза в трюме;
  • счета груза;
  • рассортировка груза по коносаментам при выгрузке;
  • в случае необходимости - за оплату экспертизы при освидетельствовании масштабов и причин повреждения груза, состояния мореходности судна и пригодности трюмов.
Считается, что провозная плата полностью заработана судовладельцем с того момента, как выполнена погрузка груза в судно вне зависимости от места инкассации фрахта. Все расходы административного порядка, связанные с грузом, включая пошлины, сборы, налоги, относятся на счет грузовладельца.

Он же должен:
  • оплатить фумигацию, сбор груза и его рассортировку в случае, если смешение коносаментных партий произошло по его вине;
  • возместить расходы, понесённые за взвешивание груза и дополнительную перегрузку, также - расходы за ремонт, необходимую замену упаковки и др. Также грузовладелец должен оплатить все возможные штрафы и другие расходы, которые перевозчик может понести ввиду несоблюдения отправителем/получателем установленных таможенных или импортных правил.
В случае если обычаями порта предусмотрена специальная сепарация, или она требуется таможней, расходы на неё оплачиваются за счёт грузовладельца. Типовой проформой линейного коносамента предусмотрено следующее: если между датой осуществления фрахтовой сделки на перевозку грузов или товаров и датой фактической её оплаты, равно как возмещения других расходов по грузам, произошла девальвация или ревальвация валюты, в которой должна быть произведена оплата, то вся сумма фрахтового платежа должна быть автоматически изменена пропорционально изменению курса этой валюты.

Линейными коносаментами предусмотрены следующие условия: перевозчик не несёт обязательства подавать нотис о приходе судна отправителю груза, так как обязанность судовладельца - строго выполнять объявленное им расписание. Однако на практике он это всегда делает.

Различают следующие виды коносаментов:

  • Именной - содержит имя получателя груза.
  • Индоссированный - имеет отметку о передаче права владения на перевозимый товар или груз.
  • Коносамент на предъявителя - согласно ему груз может быть выдан только предъявителю этого документа.
  • Нечистый - коносамент, где сделаны замечания и оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.
  • Сквозной - такой документ выдают при доставке груза с перевалкой, в случаях, когда груз доставляется к месту назначения посредством нескольких транспортных средств и перегружается с одного транспорта на другой.
  • Чартерный - выдаётся при чартерных перевозках.
  • Чистый - коносамент, в котором перевозчик не сделал никаких замечаний, оговорок или претензий ни к количеству, ни к качеству товара.
Ни отправители, ни получатели груза обычно не несут ответственности за простой линейных судов в портах на причалах данной линии. Поэтому коносамент содержит следующее условие: «Погрузка и выгрузка должна осуществляться на причалах линии, а комплектование груза — на складах данной линии. Грузовладелец обязуется подавать грузы для проведения погрузочных работ так быстро, как только судно способно выполнять их приёмку, в любой день недели и в любое, время суток; таким же образом следует принимать грузы в порту назначения».

В случае же, если судну может угрожать задержка по вине одного или нескольких грузовладельцев из-за:
  • нехватки вагонов и складских помещений;
  • слабой механизации, или недостатка рабочей силы при осуществлении погрузо-разгрузочных работ, осуществляемых на линейном судне, находящемся на причале отправления или получателя,
то коносаментом установлено право судовладельца на получение компенсации за задержку судна путём оплаты ему демереджа. Такая оплата производится по аналогии с трамповым судоходством. Она рассчитывается по следующей ставке: за каждую брутто-регистровую тонну и за каждые сутки простоя сверх даты отхода судна, которая была предусмотрена утверждённым расписанием. Если задержка судна произошла по вине нескольких грузовладельцев, то они выплачивают демередж пропорционально начисленному фрахту.

Подавляющее большинство портов имеет местные условия, предусматривающие выгрузку опасных грузов исключительно на специальных причалах и якорных стоянках и, как правило, немедленно после прибытия судна. Поэтому в коносаментах оговаривается условие о том, что все расходы и риски по выполнению данного требования относятся на счёт отправителей и/или получателей опасных грузов.

Расходы по перевозке частично не зависят от рода и количества груза. Среди них:
  • ведение учетно-расчетных операций,
  • оформление перевозочных документов,
  • оформление приемки и сдачи груза.
Чтобы обеспечить безусловную компенсацию таких расходов, правилами перевозки предусмотрено взыскание минимально возможной суммы фрахта по коносаменту, за которую судовладелец согласен выполнить перевозку (на океанских линиях она обычно составляет 15–30$).

При осуществлении линейных перевозок всегда применяется так называемая «Лондонская оговорка» коносамента (London clause, terms). Она даёт судовладельцу право на выгрузку груза по прибытии судна в порт назначения и одновременное прекращение ответственности перевозчика за этот груз посл

Возврат к списку



Запрос стоимости